Версия сайта для слабовидящих

117

2

Консультативное сопровождение пациентов с зависимыми формами поведения

19 марта 2021 –
22 мая 2022

380

очная (модульная)

Диплом о профессиональной переподготовке

0

Программа направлена на комплексное обучение специалистов, работающих с пациентами, зависимыми от ПАВ. Особенность данной программы заключается в том, что за короткое время слушатели смогут сформировать практические навыки психологического консультирования в разных психотерапевтических подходах, что позволяет в значительной мере расширить профессиональный кругозор специалистов и повысить качество оказываемой помощи. Актуальность данной программы заключается в том, что, несмотря, на высокую потребность реабилитационных и наркологических центров в подобных специалистах, на данный момент нет краткосрочных практико-ориентированных программ в этой области.

Содержание программы включает:

Основой реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций психологов-консультантов, способных оказывать содействие клиентам, находящимся в сложной жизненной ситуации через реализацию основных принципов и этических норм психологического консультирования, решать профилактические, коррекционные и развивающие задачи, используя методы консультативной психологии.

        Планируемые результаты обучения

Слушатель данной программы должен уметь решать следующие профессиональные задачи:

Распространение информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического здоровья.

 

Учебный план программы профессиональной переподготовки

«Консультативное сопровождение пациентов с зависимыми формами поведения»

 

Целью реализации программы является теоретическая подготовка консультантов и развитие навыков психологического консультирования пациентов с зависимыми формами поведения в разных психотерапевтических подходах.

Категория слушателей: к освоению программы профессиональной переподготовки допускаются лица со средне-профессиональным и высшим образованием, прошедшие курс «Комплексный подход в лечение и реабилитации зависимых от ПАВ», а также лица с высшим психологическим образованием.

Срок обучения: 12 месяцев ( летние каникулы 3 месяца)

Срок освоения (трудоемкость) программы: 380 часов, в т.ч. 314 ак.ч

Форма обучения: очно

Режим занятий: с 11:00-18:00 (пятница-суббота-воскресенье)

№ п/п

 

Наименование разделов, дисциплин

Всего

час

Всего

ак.ч

Самост. работа

Итоговая аттестация (зачет, экзамен)

1

Основы общей психологии

26

24

2

зачет

2

Профессиональная этика

30

24

6

зачет

3

Основы консультативной психологии

30

24

6

зачет

4

Мотивационное консультирование: теория и практика

34

28

6

зачет

5

Теория и практика групповой работы: теоретико-методологический аспект

30

24

6

зачет

6

Теория и практика групповой работы: методики и практики   

30

24

6

зачет

7

Когнитивно-поведенческая психотерапия: введение. Общие принципы. Работа с зависимостями

30

24

6

зачет

8

Введение в транзактный анализ в консультировании

30

24

6

зачет

9

Основы системной семейной психотерапии. Структурный подход

36

28

8

зачет

10

Введение в психиатрию и наркологию

32

24

8

зачет

11

Синдром эмоционального выгорания: теория и практика

30

24

6

зачет

12

Супервизия

30

30

-

-

13

Психотерапия

10

10

-

-

14

Итоговая аттестация

2

2

-

экзамен

 

ВСЕГО

380

314

66

 

 

Содержание программы

Тема 1. Основы общей психологии

Психология как научное понятие. Предмет психологии. Природа психического. Психика, сознание и деятельность. Психофизическая проблема. Отрасли психологии. Социальная, педагогическая, возрастная, инженерная психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология, дифференциальная психология. Методы психологии. Принципы психологических исследований. Наблюдение, эксперимент, моделирование.  Структура и функции психики. Происхождение и функции психики. Понятие психического образа. Отражение. Регулирование. Уровни развития психики. Структура психической реальности. Основные формы проявления психики человека. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. психическое состояние. Психические свойства личности.

Сознание. Сознание как психологическое понятие. Структура и свойства сознания.

Психические процессы. Познавательные психические процессы. Ощущение, восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Эмоциональные психические процессы. Содержание, функции и специфические особенности эмоциональных процессов. Аффекты, эмоции, чувства. Волевые психические процессы. Воля как психический процесс. Физиологические основы воли. Структура волевого акта. Потребности и мотивы как фактор волевого акта.

 

Тема 2. Профессиональная этика

Введение в профессиональную этику. Происхождение профессиональной этики. Общее представление о профессии. Профессионализм как нравственная черта личности.  Профессиональная этика в профессии психолога. Личные и профессиональные качества психолога. Требования к морально-этическим и личностным качествам психолога.  Профессиональное становление психолога

 

Тема 3. Основы консультативной психологии

Теоретические основы консультативной психологии. Предмет и структура консультативной психологии. Определение психологического консультирования.  Психологическое консультирование и другие стратегии психологической помощи.  Консультант и клиент как субъекты психологического консультирования. Профессия психолога-консультанта. Типология клиентов и особенности взаимодействия с ними.  Различные ролевые позиции психолога-консультанта. Этапы и стадии психологического консультирования. Структура и процесс консультирования. Первый этап. Второй этап: Расспрос клиента, формирование и проверка консультативных гипотез. Третий и четвертый этапы консультирования

 

Тема 4. Мотивационное консультирование: теория и практика

Определение, дух и ключевые принципы мотивационного интервью. Основные стратегии мотивационного консультирования. Сущность мотивационного консультирования, ключевые положения ведения мотивационного консультирования. Психологические механизмы мотивационного процесса. Феномен амбивалентности. Баланс принятия решения, природа и динамика. Процесс преодоления зависимости и сопротивление.  Организационные правила проведения мотивационного консультирования.

Практические занятия: Эмпатия. Безусловное принятие - базовые принципы мотивационного консультирования. Отработка навыков в упражнении. Диагностика амбивалентности, техники конструктивной конфронтации. Техники баланса принятия решения. Отработка навыков в упражнении и ситуационных задачах.

Проведение мотивационного консультирования зависимых от психоактивных веществ.

 

Тема 5-6. Теория и практика групповой работы

Психологический тренинг как метод практической психологии. Психологические особенности тренинговой группы. Понятие тренинговой работы. Специфические черты и основные парадигмы тренинга. Соотношение понятий "малая группа" - "тренинговая группа". Классификация и основные виды тренинговых групп. Групповые нормы. Ролевые позиции в группе. Понятие о групповой сплоченности. Гомогенность и гетерогенность тренинговызх групп. Качественный состав тренинговых групп. Количественный состав тренинговых групп. Общие тренинговые методы и принципы построения групповой работы. Основные этапы развития группы в тренинге. Принципы построения работы. Групповая дискуссия как метод групповой работы. Игровые методы в тренинговой работе. Психологическая функция метафор и притч. Общее представление о стадиях развития группы в социально-психологическом тренинге. Организационный этап. Этап Знакомства. Этап Лабилизации. Этап Овладения. Завершение тренинговой работы.

Особености поведения тренера в тренинговом процессе. Лидерство в тренинговой группе. Руководство тренинговой группой. Этика групповой работы. Классификация ролей тренера. Понятие "профессиональная позиция". Личность тренера. Ошибки тренера в тренерской работе.

Тренинг и портрет потенциальной группы. Создание тренинга и группы под существующие задачи и темы, для разных аудиторий. Создание портрета потенциальной группы. Потребности группы. Тренинговое пространство. Выявление объявленных и скрытых потребностей группы. Создание структурированного тренингового пространства: от начала до завершения. Навыки анализа групповых процессов. Проект группы.  Проектная деятельность. Сертификационная работа слушателей.

Практические занятия: Особенности групповой динамики в рамках СПТ. Тренинг как метод активного обучения. Дискуссионные методы в рамках тренингов. Тренинговые упражнения. Особенности работы ведущего СПТ.

 

Тема 7. Когнитивно-поведенческая психотерапия: введение. Общие принципы. Работа с зависимостями

Общие теоретические положения конитивно-поведенческой психотерапии. Теория научения. Схема АВС, СМЭР. Принципы когнитивной реструктуризации. Поведенческие техники. Теоретический взгляд на проблему формирования зависимого поведения.  Зависимость как выученное поведение. Когнитивный анализ, поведенческий анализ, функциональный анализ при работе с зависимыми. Диалектико-поведенческая терапия.  Биосоциальная теория, валидация и инвалидация. Принципы работы с зависимыми, тренинг психосоциальных навыков.

Практические занятия: Иррациональное поведение. 12 иррациональных идей

Когнитивные ошибки. Работа с автоматическими мыслями и убеждениями

Техники, используемые в КТ.

 

Тема 8. Введение в транзактный анализ

Общая характеристика транзактного анализа. Тип личностей в транзактном анализе.

Трансакция как единица межличностного общения. Эго-состояния и виды трансакций.

Концепция Эго-состояний: родитель, взрослый, дитя. Виды трансакций: дополнительная, перекрестная, скрытая. Отработка практических навыков. Анализ транзакций. Анализ сценариев. Анализ игр. Применение эгограмм.

Практические занятия: Сущность поглаживания. Физические прикосновения, слова, жесты. Дефицит контактов, психологические последствия. Функциональные типы или функциональные компоненты личности. Скрытые транзакции

 

Тема 9. Основы семейной психотерапии. Структурный подход.

Введение в семейную психотерапию. Общее представление о семейной психотерапии. История становления семейной терапии. Понятие системы и ее функционирования.  Специфика работы с основными типами семейных проблем. Диагностика в ССТ.  Психотерапия семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания. Основные направления системной семейной психотерапии. Структурный подход.

Практическая занятия: Понятие базового уровня дифференциации в теории Боуэна. Нарисуйте базовый треугольник в Вашей родительской семье. Созависимость. Особенности системной организации алкоголической семьи. Основные виды структурных нарушений в семейной системе.

 

Тема 10. Введение в психиатрию и наркологию

Существующие модели оказания наркологической помощи. Диспансер, клиника, реабилитация, профилактика (первичная, вторичная, третичная). Стратегия оказания наркологической помощи. Этапы реабилитационного процесса, степени ответственности.

Тактика работы с ответственностью, особенности перехода различных этапов реабилитации. Срывы и рецидивы, их профилактика. Большая и малая психиатрия, навыки диагностики. Шизофрения, сочетанная с наркоманией. Практические навыки, диагностика, посильная помощь. Депрессия в реабилитации. Диагностика (включая тестирование), медикаментозное лечение. Посильная помощь от консультанта. Эпилепсия в реабилитации. Диагностика, медикаментозная помощь, помощь во время припадка.

Фобии, панические атаки, ПТСР. Работа с тревогой. Работа с тестом на причины злоупотребления психоактивными веществами (родительские предписания). Работа по 12 предписаниям.

Практические занятия: Современные тенденции психофармакологии. Работа с горем.

Выполнение заданий

 

Тема 11. Синдром эмоционального выгорания: теория и практика

Теоретические аспекты возникновения СЭВ. Выявление СЭВ. Эмоции и эмоциональное состояние. Эмоциональное «выгорание» как психологический феномен. Симптомы, фазы и факторы профессионального «выгорания». Диагностика СЭВ. Методы диагностики и коррекции уровня эмоционального «выгорания». Диагностика субъективного контроля.  Коррекция СЭВ: методики, упражнения. Тренинг «Профилактика синдрома профессионального «выгорания» или Как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе

Практическая занятия: Социокультурный аспект в регуляции эмоциональной сферы личности. Виды психологической профилактики синдрома профессионального «выгорания». Структура тренинговой группы

Итоговая аттестация

Программа ориентирована на людей со средне-профессиональным и высшим образованием, прошедшим курс «Комплексный подход в лечение и реабилитации зависимых от ПАВ», а также на специалистов с высшим психологическим образованием. 

 

Как поступить

1. Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

2. Пройти собеседование с куратором программы Светланой Васильевной Сорокой, записаться на собеседование можно по тел.: +7 915 437 8069

3. Оформить документы, необходимые для зачисления

 

Условия поступления на программу

Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

 

Стоимость за весь период обучения составляет – 90.000  рублей

При оплате по модулям – 8.000 рублей/модуль, итоговая стоимость за весь период обучения составляет 96.000 рублей

46