Версия сайта для слабовидящих

230

3

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

16 января 2022 -
30 января 2022

36

дистанционная

16.01.2022
вс/11:00-17:00
23.01.2022
вс/11:00-17:00
30.01.2022
вс/11:00-17:00

Волгоградский проспект, д. 32, к. 5

Удостоверение о повышении квалификации

1

1

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

О программе

 

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие относятся к проблемам, не теряющим своей актуальности в современной нейропсихологии и имеющим огромное количество точек практического приложения. Специалисту, в том или ином объеме применяющему нейропсихологические технологии (как в области диагностики, так и в области коррекционно-реабилитационной работы), необходимо обладать компетенциями, относящимися к данной проблемной области. Умение определять профиль латеральной организации обследуемого лица делает нейропсихологический прогноз точным, составляемые рекомендации индивидуально-ориентированными, а дальнейшее нейропсихологическое сопровождение – высокоэффективным.

 

Важнейшим для проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия является онтогенетический аспект. Возрастные изменении индивидуального профиля латеральной организации (в том числе, отдельно в популяции девочек и мальчиков), специфические особенности его определения на каждом возрастном этапе, учет динамики механизмов межполушарного взаимодействия – все это подробно обсуждается в ходе занятий по данной программе.

 

Особое внимание во время занятий уделяется возможностям применения знаний о межполушарной асимметрии и психологических характеристиках обладателей разных профилей латеральной организации в смежных сферах практики. К таким сферам относятся нейропсихологическое сопровождение обучения в школе, семейного воспитания, профориентации подростков и юношей, профконсультирования и профотбора взрослых специалистов – представителей разных профессиональных групп. Обсуждается значение приобретаемых компетенций для работы в психиатрической и неврологической клинике. 

 

Программа построена по принципу мастер-класса. Участники смогут освоить предлагаемые методики на личном примере (например, определить собственный профиль латеральной организации мозга). Особое внимание будет уделено разработке индивидуальных рекомендаций по повышению качества жизни, предотвращению и преодолению нервно-психических перегрузок, коррекции и реабилитации с учетом показателей функциональной асимметрии мозга. Полученные навыки можно будет применять в работе как с детьми, так и со взрослыми клиентами/пациентами. Предоставляются авторские методические материалы.

 

Занятия ведет кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии ФГБОУ ВО МГППУ, профессор факультета ДПО ФГБОУ ВПО РГСУ Луковцева Зоя Вячеславовна.

 

Приглашаем к участию специалистов с высшим психологическим, педагогическим и медицинским образованием, а также студентов старших курсов соответствующих факультетов, аспирантов и соискателей, желающих больше узнать о функциональной специфичности полушарий мозга и их взаимодействии, о право- и левополушарных механизмах психической деятельности, о психологических особенностях правшей и левшей.

 

По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

Структура и содержание программы

 

Теоретический блок

Функциональная асимметрия мозга как предмет изучения в нейропсихологии и других науках. Вклад правого и левого полушарий в обеспечение психической деятельности человека. Функциональная асимметрия в фило- и онтогенезе. Межполушарное взаимодействие: история изучения и современное состояние вопроса.
 

Диагностический блок

Профиль латеральной организации как характеристика функциональной асимметрии мозга конкретного человека. Основные параметры профиля, сравнительная характеристика их значимости. Определение профиля: диагностические пробы, фиксация и интерпретация результатов. Оценка межполушарного взаимодействия.
 

Блок практических рекомендаций

Применение диагностических данных в разработке рекомендаций, касающихся организации обучения, спортивной, творческой и профессиональной деятельности клиента/пациента. Учет результатов диагностики при построении стратегии нейропсихологической коррекции и реабилитации в работе с детьми и взрослыми.
 

Тема. Латерализация мозгового обеспечения психической деятельности

Проблема межполушарной асимметрии. МПА как фундаментальная закономерность работы головного мозга, три рода доказательств ее существования. История изучения МПА и основные подходы к пониманию природы функциональной асимметрии головного мозга. Современные отечественные и зарубежные направления нейропсихологического знания и практики, где находят применение знания об МПА. Исследования филогенеза функциональной асимметрии. Парциальный характер асимметрии.

Проблема межполушарного взаимодействия. МПВ: понятие, основные вехи истории изучения, современные направления разработки проблемы. Классические работы Р. Сперри и М Газзаниги: первые опыты комиссуротомии, синдром расщепленного мозга и его компоненты, дальнейшие зарубежные исследования проблемы. Феноменология дископии-дизграфии, «аномии слева», нарушений реципрокности. МПВ как предмет изучения в отечественной нейропсихологии. Значение исследований Н.К Корсаковой, Л.И. Московичюте, Т.В. Черниговской и др. Анатомо-физиологическая основа МПВ глазами современных ученых. Роль мозолистого тела, гиппокампальной комиссуры, передней и задней комиссур головного мозга в осуществлении МПВ. Последствия поражения различных отделов мозолистого тела (на примере сосудистых и опухолевых синдромов): клиника, оценка, динамика, прогноз. 

Онтогенез МПА и МПВ. МПА и МПВ: систематизированный анализ с точки зрения современных представлений о морфогенезе, функциогенезе и психогенезе. Значение работ Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович и других авторов. Становление латерализации мозгового обеспечения психической деятельности человека от рождения до подросткового периода. Последовательность функционального созревания полушарий и практическое значение представлений о векторе «справа налево». Основные этапы морфогенеза мозговых структур, обеспечивающих МПВ (мозолистое тело, передняя, задняя и гиппокампальная комиссуры и пр.). Общая характеристика траектории психического развития представителей полярных латеральных типов (ПППП и ЛЛЛЛ).
 

Тема.  Психологические особенности обладателей различных ПЛО

Когнитивные особенности. Когнитивная сфера человека и ее мозговое обеспечение у здорового человека: предварительные замечания. Гнозис и латерализация мозгового обеспечения психической деятельности человека (обзор исследований зрительных, слуховых, тактильно-кинестетических процессов в аспекте МПА). Внимание как процесс, имеющий право- и левополушарные механизмы. Роль правого и левого полушарий головного мозга в осуществлении процессов памяти – запечатления, хранения, актуализации информации. МПА и опосредованная память. Мозговые механизмы мышления: латеральный аспект. Нарушения когнитивной сферы при поражениях правого и левого полушарий головного мозга: сравнительный анализ.

Поведенческие и эмоционально-личностные особенности. Эмоционально-личностная сфера человека и ее мозговое обеспечение в норме: предварительные замечания. Роль право- и левополушарных механизмов в порождении, протекании и регуляции эмоциональных явлений. Нарушения эмоциональной сферы при поражениях правого и левого полушарий головного мозга: сравнительный анализ. Общая характеристика поведенческой сферы и ее мозговое обеспечение у здорового человека. Роль право- и левополушарных механизмов в порождении, протекании и регуляции поведенческих актов. Поведенческие расстройства при поражениях правого и левого полушарий головного мозга: сравнительный анализ.
 

Тема. Определение особенностей МПА и МПВ: методика и практическое значение

Диагностический арсенал определения особенностей МПА и МПВ. Диагностика особенностей МПА и МПВ как компонент любого нейропсихологического обследования: общие соображения. Классификация нейропсихологических методов определения особенностей МПА и МПВ у детей и взрослых. Технология и сферы применения отдельных проб, правила фиксации, обработки и интерпретации результатов. Учет роли социальных обстоятельств, способных повлиять на первоначальную картину МПА ребенка. Ведение диагностической карты. Возможности применения специальной аппаратуры при определении особенностей МПА и МПВ. Дискуссионные вопросы, касающиеся принципиальной корректности применения и диагностической значимости отдельных проб.

Применение сведений об особенностях МПА и МПВ в практической работе нейропсихолога. Составление обратной связи для обследуемого по итогам определения особенностей МПА и МПВ. Принципы построения обратной связи, примеры предпочтительных и нежелательных формулировок. Учет сведений об МПА и МПВ при составлении практических рекомендаций относительно игровой, учебной, трудовой, творческой деятельности обследуемого и иных сфер его жизни. Диагностика особенностей МПА и МПВ как необходимый стратегический этап нейропсихологического сопровождения в форме коррекции, реабилитации, абилитации. Принципы построения рекомендаций, примеры предпочтительных и нежелательных формулировок. Коррекция и развитие МПВ: примеры упражнений, которые могут быть рекомендованы обследуемому.
 

Итоговая аттестация в форме зачета

 

 

Учебный план
программы повышения квалификации
«Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии»

Цель: формирование у слушателей систематизированных представлений о межполушарной асимметрии и межполушарном взаимодействии в практическом аспекте – в том числе, обучение слушателей нейропсихологической оценке МПА и МПВ, составлению соответствующей диагностической документации и рекомендаций.

Категория слушателей: специалисты с высшим психологическим, педагогическим и медицинским образованием (психологи, педагоги-психологи, педагоги, врачи-психотерапевты), получившие его на факультетах психологии, педагогики и медицинских факультетах вузов, а также студенты старших курсов соответствующих факультетов, аспиранты и соискатели.

Общее количество часов (трудоёмкость): 36 часов.
Продолжительность:  1 месяц
Формы обучения: заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

 

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма итогового  контроля (зачет, экзамен)

Всего ауд.ч

Самост.

раб.

1

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

36

24

12

-

2

Итоговая аттестация

-

-

-

зачет

 

ИТОГО

36

24

12

 

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

Поступление

 

Программа для

 

Как поступить

1) Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

2) Оформить документы необходимые для зачисления:

Копия страниц паспорта с личными данными и регистрацией.

Копия диплома о высшем образовании с приложением.

Копия свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Копия СНИЛС

Заявление на имя ректора (форма выдается при поступлении).

Личный листок слушателя (форма выдается при поступлении).

1 фотография размером 3х4 см.

 

Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

 

Функциональная асимметрия головного мозга и психическая деятельность в норме и патологии

Стоимость

 

Стоимость за весь период обучения –  16 000 рублей

1

18