Версия сайта для слабовидящих

262

2

Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия

110

вебинары на платформе ZOOM

Удостоверение о повышении квалификации

1

0

Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия

О программе

 

Авторская программа Татьяны Анатольевны Поповой, кандидата психологических наук, члена Профессиональной гильдии психологов, ассоциированного члена ВЕАЭТ (Восточно-европейской ассоциации экзистенциальной терапии. Литва) сертифицированного специалиста по арт-терапии, телесно-ориентированным техникам арт-терапии, по арт-терапевтическим техникам и базовым навыкам работы с детьми и подростками, экзистенциальной терапии (методами арт-терапии).

 

Целью программы «Ингегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия» является повышение квалификации специалистов по психологическому консультированию, профессиональная теоретическая и практическая подготовка психологов, овладение знаниями по данной программе, овладение навыками по использованию методов, техник, упражнений в арт-терапевтических, арт-логотерапевтических и экзистенциальной арт-терапии, применение их в практической работе.

 

Задача программы - обеспечить усвоение обучающимися теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

- основные принципы арт-терапии, артлоготерапии и экзистенциальной арт-терапии 

- индивидуальная и групповая работа в арт-терапии, артлоготерапии и экзистенциальной арт-терапии

- диагностические возможности арт-терапии

 

Содержание программы включает в себя знакомство с историей развития арт-терапевтического направления, с основами арт-терапевтического процесса, его динамикой, особенностями. Изучение направлений арт-терапии - работа с рисунком - изотерапия, стихосложение. Знакомство с ролью психотерапевта в арт-терапевтическом процессе. Этапы и основные составляющие арт-терапевтического процесса. Заключение контракта, анкетирование.  О психологических процессах, закономерностях в работе с клиентом при арт-терапии. Запрос, работа с формированием запроса клиента.

Диагностические и психотерапевтические возможности арт-терапии. Использование диагностических методов в зависимости от запроса клиента. Исследование возможностей арт-терапии на разных уровнях: личностном, культуральном, архетипическом. Принципы групповой и индивидуальной работы. Как строится процесс при индивидуальной работе с клиентом. Рекомендованные методики для индивидуальной работы с клиентом. Методы, принципы работы с группой в арт-терапевтическом направлении.

 

Арт-терапевтическое направление является базовым для изучения других направлений – артлоготерапевтической и экзистенциальной арт-терапии.

Объединение этих направлений в единый курс является актуальным, поскольку специалисту необходим инструментарий для помощи клиенту различного уровня сложности запросов. Арт-терапия помогает найти клиенту путь к своим чувствам, а артлоготерапия и экзистенциальная арт-терапия направляют к решению вершинных проблем смысла жизни и акме.

 

Техники, методики, упражнения
«Дерево», «Палитра эмоций», «Желания», «Метафорический автопортрет», «Настроение», «Состояния моря», «Синквейн», авторские артлогометодики «Рюкзак», «Драгоценность», «Крылья», упражнения с пластическими и кинестическими материалами, телесно-ориентированная арт-терапия, методы библио- и  сказкотерапии. Техники направлены на исследование как своего глубинного Я, так и вершинного Я, при их использовании изучается динамика терапевтического процесса.

 

В результате обучения по программе слушатели будут знать

- задачи и принципы организации работы специалиста в области арт-терапии, арт-логотерапии и экзистенциальной арт-терапии 

- направления, связанные с областью применения арт-терапии 

- диагностические и психотерапевтические возможности арт-терапии, арт-логотерапии и экзистенциальной арт-терапии

- групповые и индивидуальные методы работы в арт-терапии, артлого- и экзистенциальной арт-терапии

уметь

- применять полученные теоретические знания в практической работе

- применять методы арт-терапии, арт-логотерапии и экзистенциальной арт-терапии 

- организовывать пространство для работы в области арт-терапии, артлоготерапии и экзистенциальной арт-терапии

- проводить работу в областях, связанных с арт-терапевтическим процессом индивидуально и в группах

владеть

- навыками организации работы психолога – арт-терапевта  

- предложенными методами, методиками, упражнениями, техниками арт-терапии, артлоготерапии и экзистенциальной арт-терапии

- навыками ведения индивидуальной и групповой работы

- основными приемами диагностики и интерпретации

 

По итогам успешного обучения слушатели получают Удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.

Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия

Структура и содержание программы

 

 

Тема 1. Теоретические основы и практические аспекты арт-терапии

История развития арт-терапевтического направления. Изучение направлений арт-терапии.      История развития арт-терапии (первобытное искусство, использование жрецами, философами, врачами средств живописи для лечения души и тела – Древняя Греция, Индия, Китай). Исследования творчества душевнобольных (Г. Принцхорн, Э. Крепелин, Э. Блейлер, О. Бумке, Э. Кречмер). В Европе использование изобразительного творчества в лечении больных, имеющих психические расстройства - (М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др.). Введение термина «арт-терапия» (А. Хилл). Направления и виды арт-терапии. Изотерапия – рисуночная терапия, работа с рисунком и цветом (базовые принципы, специфика применения), работа с глиной и пластилином (базовые принципы, специфика применения) (Г. В. Бурковский, М. Е. Бурно, А. И. Захаров, О. А. Карабанова, Р. Б. Хайкин и др.). Музыкотерапия - лечебное воздействие через восприятие музыки (базовые принципы, специфика применения). (Л. С. Брусиловский, И. М. Гринева, И. М. Догель, В. И. Петрушин и др. Библиотерапия - лечебное воздействие чтением (базовые принципы, специфика применения) (В. М. Бехтерев, А. М. Миллер, В. В. Мурашевский, Ю. Б. Некрасова, Е. А. Рау). Драматерапия - в качестве лечебного фактора использует средства театрального искусства и ролевой игры (базовые принципы, особенности применения), (М. Валента, М. Полинек, А.В. Гнездилов и др.); артлоготерапия — это синтез логотерапии и арт-терапии (базовые принципы, особенности применения) (В.Франкл, В.Э. Чудновский, А.И. Копытин, Н. Роджерс).

Знакомство с ролью психотерапевта в арт-терапевтическом процессе. Этапы и основные составляющие арт-терапевтического процесса. Психотерапевт (арт-терапевт) – ведущий в арт-терапевтическом процессе, работа с клиентом только на основании хорошо проясненного запроса.  В арт-терапии присутствует триада. Арт-терапевт- клиент и продукт творческой деятельности клиента. Арт-терапевт основываясь на запросе клиента подбирает необходимый методический аппарат для работы с клиентом, осуществляет диагностирование, интерпретацию продуктов творчества, арт-терапию и коррекцию в рамках контракта. Составляющие арт-терапевтического процесса: Участники- арт-терапевт-клиент. Период – сессия, занятие. Место – кабинет, класс, зал. Формы – индивидуальная, групповая. Разновидности групп – открытая, закрытая, студийная, тематическая. Технологии – техники, упражнения, методы, методики, игры. Этапы сессии. Начальный этап – Основная часть – Заключение. Акценты при проведении сессии.

Заключение контракта, анкетирование. Особенности заключения контракта в арт-терапии. Главные составляющие контракта. Обязательные пункты. Работа по заключению контракта. Проведение анкетирования. Детская анкета.

 

Тема 2. Методы работы с клиентом в арт-терапии

О психологических процессах, закономерностях в работе с клиентом при арт-терапии. Понятия перенос, контрперенос. С позиций классического психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг), перенос — это бессознательные тенденции и фантазии, которые возникают в психике пациента в процессе анализа в виде серии "ситуаций, отражающих детский опыт общения с наиболее близкими ему людьми, но относящихся уже не к прошлому, а к личности аналитика в настоящем. Термин «контрперенос» употребляется для описания почти всех эмоциональных реакций специалиста на личность участника взаимодействия. В арт-терапии существует особенность – третий элемент терапии – продукт художественного творчества, арт-терапевт активный посредник во взаимодействии клиента с изобразительными материалами и продуктами собственного творчества. Сопротивление клиента. Работа с сопротивлением.

Запрос, работа с формированием запроса клиента. Понятие запроса. Зачем при работе с клиентом в арт-терапии нужен запрос? Формирование запроса. Уточнение запроса. Проблемы при формировании запроса. Критерии правильно сформулированного запроса.

Диагностические и психотерапевтические возможности арт-терапии. Использование диагностических методов в зависимости от запроса клиента.       Диагностика в арт-терапии. Диагностические арт-терапевтические методики. Сложности при интерпретации, особенности процесса диагностирования. Диагностический аспект используемых материалов в арт-терапии. «Делая обобщающие заключения, мы стремимся к объективности, возможно, игнорируя при этом содержание, вкладываемое в образ его создателем. Так утрачивается связь между символом и тем, что он символизирует. К сожалению, безоглядно используя словари символов, мы предаем основы своей деятельности. Мы всегда должны оглядываться назад и, пытаясь сформулировать оценочные суждения, постараться увидеть глубинный смысл изображения. Лишь принимая во внимание все многообразие ассоциаций, вызываемых этим образом, мы можем сделать более верную интерпретацию» Р. Гудман

Исследование возможностей арт-терапии на разных уровнях: личностном, культуральном, архетипическом. Рассмотрение, исследование возможностей арт-терапии. Изучение цвета, интерпретации цвета. Понятие восприятия цвета на трех уровнях в арт-терапии. Рассмотрение символики арт-терапии в аспекте – личностном, культуральном, архетипическом.

Индивидуальная работа с клиентом в арт-терапии. Построение процесса работы в арт-терапии. Правила проведения индивидуальных сессий. Структура процесса. Работа с различными техниками. Особенности индивидуальной работы. Возможности арт-терапии при индивидуальной работе.

Методы, принципы работы при индивидуальной работе с клиентом. Достижение психотерапевтического альянса. Принципы работы при индивидуальных сессиях. Работа с техниками, методами, методиками. Разбор арт-терапевтического методического аппарата. Особенности применения методик в арт-терапии. Какие существуют ограничения при использовании арт-терапевтических методов и методик.

Работа с группой в арт-терапии. Понятие арт-терапевтического тренинга. Работа с разными группами: открытыми, закрытыми, тематическими и т.д. Особенности групповой работы. Методический аппарат при работе с группой. Возможности групповой арт-терапии. Правила работы. Для автора существует правило «Стоп». К продукту творческой деятельности необходимо относиться с уважением. Продукт творческой деятельности нельзя уничтожать. В рамках группового обсуждения только Я-сообщения о своих чувствах и ощущениях (в этот момент автор слушает, записывает, но не комментирует свой рисунок). После обсуждения автор дает обратную связь группе. В процессе работы недопустимы интерпретации, оценки, насмешки, реплики. Всегда есть возможность изменить и – или дорисовать рисунок. Основные требования к группе.

Методы, приемы фасилитации в работе психолога. Методология арт-терапии с характерным для нее пониманием природы и функций символической экспрессии и терапевтических отношений определяет принципы и приемы психологического сопровождения и взаимодействия с клиентом. М. Наумбург и другие основатели арт-терапевтического направления, делают акцент на свободном самовыражении клиентами их чувств и фантазий, поддержке (фасилитации) их художественной экспрессии и последующей вербализации опыта на этапе восприятия и анализа работ. Понимание механизмов символообразования как обслуживающих динамику первичных психических процессов, но в то же время позволяющих осваивать объектную среду, укоренилось представление о том, что процесс изобразительной деятельности в арт терапии должен осуществляться «изнутри». Это предполагает опору, прежде всего, на внутренние импульсы и источники творческой активности, а любое вмешательство извне, связанное с социальными контактами и долженствованиями, объектной стимуляцией и эстетическими задачами, и оценками, должно отойти на второй план (по крайней мере, до определенного момента терапии). Поэтому в процессе работы с клиентами арт терапевты занимают в основном недирективную позицию. Они стремятся следовать за клиентами, предоставляют им неограниченную свободу выбора художественных материалов, техник и содержания работ, полагая, что при минимальных ограничениях и направлении извне клиенты будут иметь больше возможностей для проекций. В данной теме рассматриваются важнейшие условия эффективного арт- терапевтического взаимодействия и фасилитации.

 

Тема 3. Артлоготерапия. Интеграция Арт- и логотерапевтических направлений

Рассматриваются понятия артлоготерапия. Истоки артлоготерапии. Логоарт – название, запатентованное Марианной да Сильво Прадо, является  синтезом логоте-рапии В. Франкла [9]–и антропософской арт-терапии Маргарет Хаушка [10]  В нашем курсе расматривается болеее широкий контекст – поскольку основой для нашего направления являются – основы логотерапии В.Франкла о ноэтическом измерении, о смысле жизни и фундаментальные труды отечественного ученого В.Э.Чудновского о психологическом феномене смысла жизни, его свойствах, структуре и закономерностях, работы о ноологическом взрослении личности. Арт-терапевтические истоки черпаются из практики и работ Н. Роджерс, автору системы экспрессивной арт-терапии, а также работы А.И.Копытина, впервые в отечественной арт-терапии разработавшему научный подход к данному направлению. Арт-терапия помогает раскрытию творческого потенциала. Логотерапия поднимает к вершинам смысла. Артлого – это движение от чувств и ощущений к осознанности и осмысленности.

Методы артлоготерапии. Понятие артлогопрофилактики. артлоготерапия - навигатор в поисках смысла. Основные методы артлоготерапии, приемы, условия эффективного применения. артлого-профилактика – система психолого-педагогической поддержки, направленная на формирование представлений о смысле жизни, на формирование оптимальных смысложизненных ориентаций. Использование методов психолого-педагогического сопровождения, несущие протективную функцию от деструктивных действий подростка, направление рискованного поведения, характерного для подросткового возраста, в позитивное поведение. артлоготерапевтические упражнения. Отметим, что упражнения не имеют интерпретации. Это не проективные методики, хотя несомненно некое сходство наблюдается. Проективные методики (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов психодиагностики - группа методик, предназначенных для диагностики личности, для которых характерен в большей мере целостный, глобальный подход к оценке личности, а не выявление отдельных её черт.  Артлоготерапевтические упражнения направлены на раскрытие творческого потенциала и рефлексивный процесс, способствующий осознанию и осмысленности жизненного процесса, бытия.

Индивидуальная работа с клиентом в артлоготерапии. Методы, принципы работы при индивидуальной работе с клиентом. Артлоготерапия эффективна при индивидуальной работе с клиентом, при запросе на самопознание и саморазвитие. При индивидуальной работе с клиентом необходимо придерживаться важнейших принципов фасилитации, недирективности, горизонтальности позиции арт-терапевта. Вопросы, которые формируют направление для терапевтического процесса должны быть сформулированы с учетом индивидуальных особенностей клиента. Не всегда представляется целесообразным исследование смысло-жизненной проблематики с первых сессий, если только терапевт не имеет дело с клиентом, строго нацеленным на решение данной задачи. В ином случае сначала формируется раппорт, при котором у терапевта складывается представление о картине мира клиента, для разработки стратегий работы в дальнейшем. Методами артлоготерапевтического направления являются методы лого- и арт-терапии.

Работа с группой в артлоготерапии. Особенностью работы в группе является – не терапевтическая цель, а исследовательская. Участник группы выступает со своим проектом (творческим продуктом), рассказывает, делится своими впечатлениями как о процессе создания, так и о том, что это означает – несет ли символическую нагрузку или нет. Проведение дискуссии. Другие участники задают вопросы. Ведущий внимательно наблюдает за процессом. Оперативно корректирует вопросы, если они сформулированы неделикатно. Важно обратить внимание, что групповая работа должна быть экологичной. Ответственность за процесс несет психолог, терапевт. Если вопросы группа не может сформулировать, то необходимо задавать вопросы самому ведущему. Рекомендация - первые занятия обязательно вести с коллегой, в случае, если участник группы не справляется с эмоциями – второй ведущий оказывает необходимую помощь (в формате занятий без терапевтических задач). Обратная связь – обязательный элемент.

 

Тема 4. Экзистенциальная арт-терапия. Особенности направления. Исследование экзистенций

Психотерапевтическая работа с экзистенциальными данностями – свобода, одиночество, смерть, бессмысленность. Работа со страхом смерти, исследование страха, принятие экзистенциальных данностей. Изучение глубинного, постижение себя, размышление о своей экзистенциальной ситуации (И. Ялом). Погружение в экзистенциальные переживания – путь принятия конечности бытия, осмысленности существования. Индивидуальный и групповой психотерапевтический процесс. Арт-терапия один из немногих вариантов раскрытия своих чувств на невербальном уровне, когда человек не в состоянии сформулировать свои переживания, не может найти выхода своим эмоциям, и на помощь приходят краски, холст, кисти. Арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. В арт-терапевтическом процессе главная направленность – решение психологических причин. Минимальные ограничения по возрасту, способностям. Через художественные образы бессознательное взаимодействует с сознанием. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других, позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и клиент узнает о себе много нового.  Экзистенциальная психотерапия основана на философии, которая помогает клиенту в поиске экзистенциальных данностей (смысл жизни, бессмыслица, одиночество, смерть, свобода, любовь, бытие). Экзистенциальная терапия или консультирование исследует несколько измерений, и имеет несколько основных допущений.

Индивидуальная работа с клиентом в экзистенциальной арт-терапии. Методы, принципы работы при индивидуальной работе с клиентом. Клиенты могут только тогда получить пользу от личностно-центрированной работы, когда они согласны с допущением, что люди могут и должны принимать на себя ответственность за свою жизнь. Более того, им нужно будет согласиться с идеей о том, что выражать собственные чувства полезно и необходимо. Клиенты, которые предполагают, что обязанностью консультанта или терапевта является предоставить им решение проблемы, при том, что сами они останутся замкнутыми в себе и пассивными, вряд ли много получат от личностно-центрированного подхода. Экзистенциальный подход предполагает, что способность клиента на основе достаточного количества информации сделать выбор, который касается его собственного способа жить и отношения к жизни, является важным фактором.

Традиционно экзистенциальные измерения представляются в виде тройки, включающей физическое, социальное и личное измерения, которые как правило называются по-немецки Umwelt -природное, Mitwelt – социальное измерение и Eigenwelt - личное (Бинсвангер, 1946, Босс, 1963). Бубер (1923), Ясперс (1931,1951) и Тилих (1952) вводят четвертое, духовное измерение, или Uberwelt -духовное; его нужно учитывать и прояснять (ван Дорцен-Смит, 1984). Исследование отношения клиента к структуре его природного мира - критически важный шаг к полному пониманию его способа бытия в мире. В расчет надо принимать различные аспекты природного мира. Это измерение включает в себя целостное осознание полного спектра физических ощущений, имеющих как внутренние, так и внешние источники. Образ тела, способность бороться с болезнями, сила и слабость, отношение к пище, сексу и деторождению - все это составные части конкретного природного мира клиента. Часто можно выяснить, что, на первый взгляд совершенно маловажные, темы, предложенные клиентом, содержат на самом деле ценную информацию о его мире и реальности. Исследование природного, социального, личного и духовного помогает восстановить нарушенную картину бытия клиента.

Методы работы с группой в экзистенциальной арт-терапии. Работа в групповом режиме в экзистенциальной арт-терапии предполагает четкое понимание группы в каком направлении и какими методами работает терапевт. Методы экзистенциальной арт-терапии, как способ достижения цели познания собственных экзистенций включают принципы феноменологической редукции. Обычно группа состоит из 9–12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной арт-терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:1) рассматривается другими;2) заставляет других чувствовать;3) создает у других мнение о нем; 4) влияет на их мнение о самих себе. Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт–пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент. В экзистенциальной арт-терапии значимое место занимает прояснение позиции специалиста с точки зрения присутствия, аутентичности и преданности.

 

Тема 5. Интегрированный подход в арт-терапии

Преимущества интегрированного подхода. Интегрированная методология основана на основной идее, что человек - существо целостное, т. е. самостоятельное, способное к саморегуляции и развитию. Но исследуя человека, его психику и психологию, часто забывается, что человек - не единственная целостная сущность в мире. Все в природе обладает целостностью, сама природа целостна и представляет собой иерархию, в которой каждый элемент является "целым" по отношению к своим частям и "частью" по отношению к большему целому. Необходимость интегрированного взгляда - рассмотрение этих аспектов существования: и часть, и целое должны быть выражены полноценно для осуществления потенций любого существа. Отсюда понятна тяга человека выйти за свои пределы, трансцендировать, быть, чувствовать, осознавать себя частью мироздания. Тезис интегрированного подхода состоит в том, что мир - это не сложная комбинация дискретных объектов, а единая и неделимая сеть событий и взаимосвязей. Смысл данного подхода на уровне индивидуальности заключается в том, что психика человека является многоуровневой системой, обнаруживающей в личностно-структурированных формах опыт индивидуальной биографии, рождения, а также безграничного поля сознания, трансцендирующего материю, пространство, время и линейную причинность. Осознание является интегрирующей открытой системой, позволяющей различные области психического объединять в целостные смысловые пространства. Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия
 

 

Учебный план
программа повышения квалификации
«Интегрированный подход в практике психолога:
арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия»

Целью программы является формирование компетенций в области методов, техник, упражнений в арт-терапевтических, артлоготерапевтических и экзистенциальной арт-терапии, применение их в практической работе.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее образование, а также студенты старших курсов профильных вузов.

Общее количество часов (трудоёмкость): 110 часов
Продолжительность: 3 месяца
Формы обучения: заочная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

 

№ п/п

Наименование разделов, дисциплин

Всего часов

В том числе:

Форма итогового  контроля (зачет, экзамен)

Всего ауд.ч

Самост.

раб.

1

Теоретические основы и практические аспекты арт-терапии

24

14

10

зачет

2

Методы работы с клиентом в арт-терапии

24

14

10

зачет

3

Артлоготерапия

22

14

8

зачет

4

Экзистенциальная арт-терапия

22

14

8

зачет

5

Интегрированный подход в арт-терапии

18

8

10

зачет

 

Итоговая аттестация

-

-

-

зачет

 

ИТОГО

110

64

46

 -

Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия

Поступление

 

 

Программа для:

 

Как поступить

1) Заполнить на сайте форму «Записаться в группу»

2) Оформить документы необходимые для зачисления:

Копия страниц паспорта с личными данными и регистрацией.

Копия диплома о высшем образовании с приложением.

Копия свидетельства об изменении фамилии, имени, отчества (при необходимости).

Копия СНИЛС

Заявление на имя ректора (форма выдается при поступлении).

Личный листок слушателя (форма выдается при поступлении).

1 фотография размером 3х4 см.

 

Приказ о зачислении на программу готовится при наличии полного комплекта документов, подписанного договора и квитанции об оплате образовательных услуг.

Интегрированный подход в практике психолога: арт-терапия, артлоготерапия, экзистенциальная арт-терапия

Стоимость
 

Стоимость за весь период обучения – 32 000 рублей

1

41